Почти каждая четвертая компания (22%) сотрудничает на внештатной основе с нерезидентами. По закону получить статус самозанятого в России могут только граждане РФ, граждане других стран ЕАЭС (Беларусь, Армения, Казахстан, Кыргызстан), а также с недавнего времени — Украины, ЛНР и ДНР.
Среди компаний, которые сотрудничают с нерезидентами, 33% оформляют договор с самозанятыми-нерезидентами, 28% работают и с самозанятыми, и по ГПХ, 6% — только по ГПХ.
«Работа с внештатниками обеспечивает бизнесу гибкость, особенно важную в условиях кризиса, и помогает закрыть потребности в персонале на разовые или проектные работы, а также в период пиковой либо сезонной загрузки. Сотрудничество по договору ГПХ существует уже давно, а самозанятости всего несколько лет. Благодаря этому налоговому режиму целые отрасли постепенно выводят из серой зоны своих внештатников и начинают сотрудничать с ними по закону. По своей платформе мы видим максимальный спрос на внештатных самозанятых в строительстве, логистике, электронной коммерции, индустрии гостеприимства, ритейле и сельском хозяйстве. Ежемесячно исполнители нашего сервиса получают около 3,5 млрд рублей выплат — и этот показатель будет только расти», — комментирует Вильдар Гатиатуллин, руководитель направления развития платформы YouDo Бизнес.
«Положительным трендом, который выявил наш совместный с YouDo опрос, является широкое присутствие профессий "белых воротничков" в роли внештатного персонала для бизнеса, в частности, маркетологов, специалистов по рекламе и PR, дизайнеров, юристов. Именно эти профессии в текущем году оказались в числе лидеров по снижению количества вакансий с постоянной занятостью, в отличие от "синих воротничков", дефицит которых остается сильным. Результаты опроса подтверждают наши ожидания, что гибкие формы занятости, которые получили развитие на рынке труда после пандемии, способны нивелировать и сбалансировать негативные последствия кризисов для разных профессий и для самого бизнеса, позволяя ему успешно решать бизнес-задачи в условиях ограниченных ресурсов на персонал», – отмечает
Мария Игнатова, руководитель службы исследований hh.ru